Потенциальный сайт

Kама Сутра - Искусство любви

Переведено на русский язык в 1911 году
Перепечатка с оригинала, хранящегося в ЛОНДОНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ
ИНДИЯ 97 ГОД

Часть 6 - Глава 5 | Главная | Содержание | Часть 7 - Глава 1
ЧАСТЬ VI . О проститутках (О куртизанках; О гетерах).
Глава VI. О ВИДАХ ПРИБЫЛИ. РАССУЖДЕНИЕ ОБ «УСЛОЖНЕНИЯХ» И «СОМНЕНИЯХ», СВЯЗАННЫХ С ВЫГОДОЙ И НЕВЫГОДОЙ. О ВИДАХ ГЕТЕР.

Когда посетителей много и она каждый день много получает, то пусть не привязывается к кому-нибудь одному. Пусть она устанавливает цену за ночь, приняв во внимание место, время, состояние, собственные достоинства и удачу, а также свои недостатки и преимущества сравнительно с другими гетерами. Пусть сама использует посредников и посылает к посетителю близких ему лиц. Чтобы завладеть богатой прибылью, пусть она дважды, трижды или четырежды идет к одному и тому же и во всем ведет себя как преданная ему. Согласно наставникам, когда одновременно является несколько посетителей и прибыль от них одинакова, то очевидное преимущество — за дающим те вещи, к которым она больше стремится. Согласно же Ватсьяяне, пусть она выбирает платящего золотом, ибо оно не может быть взято назад и его ценой удовлетворяются все нужды. Среди золота, серебра, медных, латунных, железных сосудов и утвари, покрывал, накидок, особых одежд, благовоний, острых приправ, сосудов, топленого масла, сезамового масла, зерна, скота каждое предыдущее предпочтительнее последующего. Когда же одинаковые люди предлагают одинаковые вещи, пусть отдает преимущество, учитывая совет друга, прошлое, надежды на будущее, достоинства посетителя и любовь.
        Согласно наставникам, при выборе между влюбленным и щедрым очевидное преимущество за щедрым. Согласно же Ватсьяяне, влюбленного можно сделать щедрым, ибо даже жадный щедр, когда влюблен, между тем как настояния еще не делают щедрого влюбленным. Согласно наставникам, при выборе между богатым и небогатым тут преимущество за богатым, при выборе между щедрым и приносящим пользу очевидное преимущество за приносящим пользу. Согласно же Ватсьяяне, приносящий пользу, раз сделав что-либо, считает, что он сделал достаточно, щедрый же не обращает внимания на прежние дела. Но и тут преимущество зависит от надежд на будущее. Согласно наставникам, при выборе между благодарным и щедрым очевидное преимущество за щедрым. Согласно же Ватсьяяне, щедрый, пусть его долгое время ублаготворяют, не обращает внимания на прежние усилия ради него, когда он замечает какой-либо проступок или слышит лживые наговоры от другой гетеры, ибо обычно щедрые действуют с жаром и
напрямик, всецело охваченные порывом. Благодарный же, помня о прежних усилиях, не может сразу стать равнодушным и, отличаясь испытанным нравом, не поддается лживым наговорам. Но и тут преимущество зависит от надежд на будущее. Согласно наставникам, при выборе между советом друга воздержаться и приобретением денег очевидное преимущество за приобретением денег. Согласно же Ватсья-яне, деньги придут и в другой раз, между тем как друг, чей совет отвергнут, становится враждебным. Но и тут преимущество зависит от надежд на будущее. Пусть, если надо, объяснив свою цель и утешив друга: «В завтрашних делах будет по-твоему», она затем берет предпочитаемые ею деньги. Согласно наставникам, при выборе между приобретением денег и предотвращением убытка очевидное преимущество за приобретением денег. Согласно же Ватсьяяне, количество денег ограничено, убыток же, однажды настигнув, неизвестно где остановится. Но и тут преимущество зависит от серьезности или незначительности того и другого. Таким же образом разъяснено и то, что предотвращение убытка имеет преимущество перед сомнительной прибылью. Богатая прибыль лучших из ганик идет на сооружение храмов, водоемов, садов, воздвижение насыпей и алтарей для жертвенного огня, дарение тысяч коров брахманам через посредников, оказание почестей и подношения божествам или же на приобретение денег, которых должно хватить на эти расходы. Богатая прибыль рупаджив — на украшение всего тела, постройку превосходного жилища, роскошное убранство дома драгоценной утварью и на прислугу. Богатая прибыль кумбхадаси — на то, чтобы всегда иметь белую одежду, еду и питье для насыщения, благовония и бетель, на украшения, отчасти сделанные из золота. Согласно наставникам, пусть по этому указанию употребляют богатую прибыль и все гетеры среднего и низшего разрядов. Согласно же Ватсьяяне, поскольку все зависит от места, времени, состояния, способности, влечения, людских склонностей, расходовать так прибыль необязательно.
        Пусть она довольствуется лишь небольшой прибылью, когда желает удержать посетителя от другой женщины, или желает похитить привязанного к другой; или стремится лишить другую прибыли; или считает, что сближение с посетителем важно для ее собственного положения, благополучия, будущего, и привлекает посетителей; или желает использовать его как помощника, чтобы предотвратить несчастье; или стремится причинить зло другому, привязанному к ней, словно не видя его прежних услуг; или стремится лишь к любви и благосклонно настроена. И пусть даже ничего не берет, когда, прибегнув к нему, заботится о будущем и стремится предотвратить несчастье.
        Пусть она тут же стремится получить от него всю прибыль, когда думает: «Я оставлю его и возобновлю связь с другим, он уйдет и окажется во власти своих жен, его настигнут несчастья; придет тот, который обуздывает его, стоит выше и надзирает за ним — его хозяин или отец; он лишится своего положения, и он непостоянного нрава».
        Пусть она стремится получить прибыль в будущем и окружает его заботами, когда думает: «Он получит от владыки обещанное вознаграждение или займет высокую должность; или близко время, когда его ждет доход, прибудет его караван, созреет его урожай; сделанное ему добро не пропадет, и он никогда не нарушает слова».

"...Пусть и в будущем, и в настоящем она держит далеко от себя тех, которые с трудом приобрели имущество и которые жестокосердны, будучи царскими любимцами.
        Пусть, даже если это требует усилий, она, придя под каким-нибудь предлогом, приближается к тем, избегать которых невыгодно, а посещать — благоприятно.
        Пусть хотя бы ценой собственных расходов она идет к тем, которые, будучи удовлетворены, даже за малое отдают несчетное богатство, великодушны, полны сил..."

РАССУЖДЕНИЕ ОБ «УСЛОЖНЕНИЯХ» И «СОМНЕНИЯХ», СВЯЗАННЫХ С ВЫГОДОЙ И НЕВЫГОДОЙ. О ВИДАХ ГЕТЕР.

Когда стремятся к выгоде, то возникают также и невыгода, «усложнения» и «сомнения». Они бывают от слабости рассудка, чрезмерного влечения, чрезмерного тщеславия, чрезмерного лицемерия, чрезмерной прямоты, чрезмерного доверия, чрезмерного гнева, невнимательности, поспешности и по воле судьбы. Их плоды: бесплодность произведенных расходов, неблагополучие в будущем, неполучение ожидаемых денег, потеря полученных, встреча с грубостью, излишняя доступность, телесное повреждение, обрезание волос, возмездие, потеря какой-либо части тела. Пусть поэтому гетера с самого начала стремится избегать их, отказываясь в подобных случаях даже от величайших выгод. Артха, дхарма, кама — таковы три вида выгоды; не-артха, не-дхарма, ненависть — таковы три вида невыгоды. Когда при стремлении к одному из них осуществляется что-либо другое, это «усложнение». Когда же неизвестно, будет ли достигнут какой-либо результат или нет, это «чистое сомнение». Когда может осуществиться или то, или другое, это «смешанное сомнение». Когда при действии ради одного результата осуществляются два результата, это «двойное сочетание». Когда результаты осуществляются со всех сторон — «всестороннее сочетание». Их примеры мы приведем.
        Вот как устанавливается характер выгоды трех видов и противоположной ей невыгоды трех видов. Когда при сближении с превосходным мужчиной достигается очевидная выгода, приходят внимание людей, будущий доход и стремление со стороны других мужчин — это артха с «выгодным усложнением». Когда близость с кем-либо другим приносит одну только прибыль — это артха без «усложнения». Когда при получении чужих денег от привязанного к ней мужчины исчезает надежда на будущее, теряются деньги и остается лишь губительная для будущего близость с ненавистным для людей или низким человеком — это артха с «невыгодным усложнением». Связь при собственных расходах с героем, главным советником или скупым начальником, которая, хоть и бесплодна, имеет целью противодействовать несчастью и уберечь в будущем от великой денежной потери, — это не-артха, с «выгодным усложнением». Общение со скрягой, с самодовольным, неблагодарным или склонным к обману, которое, несмотря на собственные расходы и ублаготворение, оказывается в конце бесплодным, — это не-артха без «усложнения». Подобное же общение с царским любимцем или жестоким начальником, также связанное с ублаготворением и в конце бесплодное, а в случае изгнания этого посетителя приносящее зло, — это не-артха, с «невыгодным усложнением».
        Пусть также она заботится об «усложнениях», связанных с дхармой и камой, и надлежащим образом сочетает их друг с другом. Таковы «усложнения».
        Заплатит он или нет, хоть и удовлетворен? — таково «сомнение» в артхе. Добродетелен ли поступок или нет, когда, выжав из посетителя деньги, она оставляет его как бесполезного, ибо не получает больше денег? — таково «сомнение» в дхарме. Любовь это или нет, когда не в силах обладать желанным она идет к слуге или другому низкому человеку? — таково «сомнение» в каме. Принесет ли вред или нет обладающий властью низкий человек, который стал нежеланным? — таково «сомнение» в не-артхе. Недобродетелен ли поступок или нет, когда совершенно бесполезный, но привязанный человек, будучи покинут, уходит в мир предков? — таково «сомнение» в не-дхарме. Чувствует ли он отвращение или нет, когда она не достигает того, к которому приближается, хоть и стремится обнаружить [перед ним] влечение? — таково «сомнение» в ненависти. Это «чистые сомнения».
        Теперь — «смешанные». Ублаготворение неизвестного нравом пришельца, связанного с ее возлюбленным или близкого к могущественному лицу, — это «сомнение» в артхе и не-артхе. Вызванная дружеским советом или состраданием близость с ученым брахманом, учеником, посвященным, аскетом или монахом, который, увидев ее, исполнился влечения и готов умереть, — это «сомнение» в дхарме и не-дхарме. Близость с человеком лишь на основании людской молвы, без какого-либо представления о нем и без внимания к его недостаткам и достоинствам — это «сомнение» в каме и ненависти. И она может сочетать их друг с другом. Таковы «смешанные сомнения».
        Когда при сближении с другим в результате соперничества извлекается выгода и из привязанного к ней — это «двойная» артха. Когда же сближение с другим ценою собственных расходов оказывается бесплодным, а привязанный к ней, будучи рассержен, забирает назад свое имущество — это «двойная» не-артха. Когда при сближении с другим нет уверенности, будет ли от него выгода или нет, а также — заплатит ли под влиянием соперничества привязанный к ней или нет, — это «двойное сомнение» в артхе. Когда при сопряженном с расходами сближении с другим, перед тем отвергнутым, неизвестно, причинит ли он в гневе обиду или нет, и возьмет ли привязанный к ней, будучи рассержен, назад свои дары или нет, — это «двойное сомнение» в не-артхе.
        Таковы «двойные сочетания», согласно Ауддалаки.
        Согласно же последователям Бабхравьи, когда при сближении с другим извлекается выгода и без сближения с привязанным также извлекается выгода — это «двойная» артха. Когда при сближении с другим возникают лишь бесплодные расходы и без сближения с привязанным приходит неизбежная невыгода — это «двойная» не-артха. Когда при несопряженном с расходами сближении с другим сомнительно, заплатит он или нет, и заплатит или нет привязанный без сближения, — это «двойное сомнение» в артхе. Когда при сопряженном с расходами сближении с другим, перед тем отвергнутым могущественным человеком, сомнительно, окажется ли он доступен или нет, и причинит ли привязанный, будучи разгневан без сближения, вред или нет, — это «двойное сомнение» в не-артхе.
        При совмещении же их получаются: с одной стороны, артха, с другой — не-артха; с одной стороны, артха, с другой — «сомнение» в артхе; с одной стороны, артха, с другой — «сомнение» в не-артхе; с одной стороны, не-артха, с другой — «сомнение» в артхе; с одной стороны, не-артха, с другой — «сомнение» в не-артхе; с одной стороны, «сомнение» в артхе, с другой — «сомнение» в не-артхе. Таковы шесть «смешанных сочетаний». Рассудив о них вместе с помощниками, пусть она затем действует так, чтобы сочетать «сомнение» в артхе с наибольшей выгодой или с предотвращением большого ущерба. Пусть она таким же образом осуществляет и «сочетания», затрагивающие дхарму и каму, сочетает и чередует их друг с другом. Таковы «двойные сочетания».
        Когда же любовники сообща владеют одной гетерой — это «владение компанией». Соединяясь то с одним, то с другим, она, пользуясь соперничеством, добывает деньги от каждого из них. Пусть на сувасантаку или другой праздник она поручит матери объявить любовникам:
        «Кто исполнит это или то мое желание, к тому сегодня придет моя дочь». И при сближении, вызывающем между ними соперничество, пусть примет во внимание результаты: ожидает ли ее артха от одного или артха от всех, не-артха от одного или не-артха от всех, артха от половины или артха от всех, не-артха от половины или не-артха от всех. Таковы «всесторонние сочетания». Пусть она, согласно изложенному раньше, соединяет и сочетает «сомнение» в артхе и «сомнение» в не-артхе. Таковы же и «всесторонние сочетания» с дхармой и камой. Таково рассуждение об «усложнениях» и «сомнениях», связанных с выгодой и невыгодой.
        Кумбхадаси, паричарика, кулата, свайрини, нати, шилпа-карика, пракашавинашта, рупаджива, ганика — таковы виды гетер.
        И всем им соответствуют те или иные посетители, помощники, средства воздействия на них, способы приобретения денег, изгнание посетителя, возобновление связи, различные виды прибыли и рассуждения об «усложнениях» и «сомнениях», связанных с выгодой и невыгодой. Таковы гетеры.

"...Поскольку мужчины стремятся к наслаждению и женщины также стремятся к наслаждению, то, в соответствии с основным содержанием этой науки, здесь говорится о соединении с женщинами.
        Есть жены, преданные влечению, есть и преданные выгоде. Вначале здесь описано влечение, а затем — в разделе «О гетерах» — то, что связано с гетерами..."

ЧАСТЬ VI . О проститутках (О куртизанках; О гетерах).
Kама Сутра - Искусство любви
Часть 6 - Глава 5 | Вверх | Главная | Содержание | Часть 7 - Глава 1

stasikr64 - 2008                    
Hosted by uCoz