Потенциальный сайт

Kама Сутра - Искусство любви

Переведено на русский язык в 1911 году
Перепечатка с оригинала, хранящегося в ЛОНДОНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ
ИНДИЯ 97 ГОД

Часть 2 - Глава 1 | Главная | Содержание | Часть 2 - Глава 3
ЧАСТЬ II . О сексуальном единении.
Глава II . Объятия

Первый подробный урок «Кама Сутры» касается объятий. В определенном смысле объятием можно считать всякое соприкосновение тел влюбленных, и автор особо подчеркивает, что для него объятие «указывает на взаимную любовь мужчины и женщины, приблизившихся друг к другу». Но даже и с этой оговоркой ясно, что термин «объятие» может пониматься довольно широко — от легкого, как бы случайного касания, когда «желанная находится рядом», до страстного сплетения двух тел.
        Первые два вида объятий («прикосновение» и «толкание») имеют место в начальный период, когда люди еще только узнают друг друга и не успели выразить свои намерения с достаточной ясностью. Это — первые ходы в любовной игре, предпринимаемые на стадии легкого флирта, но открывающие за собой возможность дальнейшего, более серьезного развития дебюта.
        «Прикосновением» именуется ситуация, когда мужчина под каким-то предлогом оказывается рядом с женщиной и как бы невзначай «касается своим телом ее тела». Для современного читателя, привыкшего каждый день протискиваться в переполненных вагонах метро, давиться в очередях в кинотеатры или проталкиваться сквозь толпу на людных улицах, такого рода телесные контакты лишены какого бы то ни было значения и уж, во всяком случае, не представляют ни малейшего интереса. Но
нужно помнить о структуре общества, для которого предназначалась книга Ватсьяяны, и о принятых в этом обществе манерах поведения. Для «светского человека» такое легкое касание, испытанное лунной ночью во время пикника или совместного купания, было подобно удару тока, ибо он хорошо понимал, что за этим может последовать. Более откровенным оказывается следующий вид объятия — «толкание». В этом случае инициативу берет на себя женщина. Под каким-то предлогом, например, пытаясь достать некий предмет, она слегка толкает «желанного мужчину» грудью и на мгновение прижимается к нему, он же, в подтверждение того, что сигнал принят, прижимается к ней в ответ или незаметно трогает ее рукой. Таков был в эпоху «Кама Сутры» телесный язык светского флирта.
        После того как влюбленные «постигли желание друг друга» и отношения между ними становятся более близкими, они могут услаждать себя такими видами объятий, как «потирание» и «сжимание». Первый вид имеет место, «когда в темноте, в толпе или в уединении оба, медленно двигаясь, долгое время трутся телами друг о друга». «Сжимание» же происходит, когда один прижимает другого к стене или колонне и при этом прислоняется к нему всем телом. Все эти перечисленные выше четыре вида объятий считались допустимыми на публике, и, по всей вероятности, доставляли немалое удовольствие пожилым людям, наблюдавшим, как молодые пары постепенно сближаются между собой.
        Следующие два вида имеют место уже на стадии интимных отношений и совершаются стоя. Именно объятия такого типа встречаются чаще всего в эротических сценах, составляющих значительную часть знаменитых скульптурных рельефов храмов Конарака, где тела, руки и ноги персонажей исполнены чисто балетной грации, а их лица как бы излучают с трудом сдерживаемую страсть. К этой группе относится, прежде всего «обвивание лианой», когда женщина всем телом обвивается вокруг мужчины, словно цветущая лиана вокруг мощного ствола. Положив руку ему на затылок, она склоняет к себе его лицо для поцелуя и при этом смотрит на него любящим взглядом. Еще один вид объятия, совершающегося стоя, также использует природную образность. Он называется «влезание на дерево», причем роль дерева снова выполняет мужчина. Женщина наступает своей ногой на его ногу, а другой ногой обвивает его бедро. Одна рука ее обхватывает его шею, а другой она держится за его плечи, как бы желая «подняться выше для поцелуя». Во время этих объятий женщина издает легкий мелодичный звук, похожий на пение птиц или воркование голубей.
        Последние описанные в этом разделе объятия должны совершаться во время сексуального сближения. Любовники лежат в постели и обнимаются так крепко и так тесно, что их бедра и руки как бы переплетаются. Это объятие называется «сезам и рис», или «смесь сезама с рисом» (считается, что члены любовников соединяются друг с другом, как зерна сезама и риса, сбитые в подносимый предкам жертвенный колобок).
        Самый страстный вид объятия называется «молоко и вода». (Смесь молока и воды — обычный для индийской литературы символ нерасторжимого слияния.) Такое объятие происходит, «когда оба, слепые от влечения, не обращают внимания на боль, словно стараясь проникнуть друг в друга». Объятие «молоко и вода» может совершаться сидя, стоя или лежа.
        В своеобразном авторском примечании перечислены еще четыре вида «объятий отдельными членами тела». Среди них — «объятие бедер», когда одно бедро или оба бедра одного из партнеров сжимаются бедрами другого; «объятие нижней части», когда женщина прижимается к бедрам партнера своими бедрами и поясницей; «объятие грудей», когда она, приблизив свою грудь к его обнаженной груди, «налегает на него всей тяжестью своего тела» и, наконец, «объятие лба»: партнеры, «приблизив рот ко рту и глаза к глазам», прижимаются друг к другу лбами. Ватсьяяна замечает далее, что некоторые авторитеты к группе объятий относят также и «растирание» (массаж и умащение тела благовониями), поскольку при этой процедуре тоже происходит прикосновение к телу. Он не разделяет это мнение, поскольку «растирание» совершается «в иное время, с иной целью и дает иное удовлетворение». Из позднейших комментариев можно сделать вывод, что в то время, как и теперь, процедура массажа нередко служила оправданием для определенных интимностей.
        Глава заканчивается на ободряюще реалистической ноте: всякое объятие, даже если оно не упомянуто в «Кама Сутре», допустимо и уместно, коль скоро оно «увеличивает влечение». Следование каким-либо правилам полезно лишь на «средней стадии» любовного соединения, «когда же колесо страсти пришло в движение, то нет уже ни науки, ни порядка».
        Прежде чем перейти к следующему своему предмету — поцелуям, Ватсьяяна поясняет, что он не имеет ни малейшего намерения установить какие-то строгие формулы, регламентирующие порядок или временную продолжительность предварительных ласк. «Все можно и нужно делать, когда захочется и в любой последовательности, — говорит он, — ибо любовь игнорирует строгие шаблоны». («Влечение ни на что не обращает внимания».) Ему кажется, правда, что при первом сближении влюбленные должны проявлять известную сдержанность в поцелуях и других предварительных ласках. В дальнейшем надобность в таких ограничениях отпадает.

"...Настолько лишь простирается действие наук, насколько слабо чувство в людях: когда же колесо страсти пришло в движение, то нет уже ни науки, ни порядка..."

ЧАСТЬ II . О сексуальном единении.
Kама Сутра - Искусство любви
Часть 2 - Глава 1 | Вверх | Главная | Содержание | Часть 2 - Глава 3

stasikr64 - 2008                    
Hosted by uCoz