Потенциальный сайт

Kама Сутра - Искусство любви

Переведено на русский язык в 1911 году
Перепечатка с оригинала, хранящегося в ЛОНДОНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ
ИНДИЯ 97 ГОД

Часть 1 - Глава 2 | Главная | Содержание | Часть 1 - Глава 4
ЧАСТЬ I . Вводная.
Глава III . ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА.

«...индивидуум должен изучать как Шестьдесят четыре Ис­кусства, так и шестьдесят четыре варианта сексуального еди­нения...».

«...Женщина же пусть изучает «Кама Сутру» в юности, а будучи выдана замуж – по желанию супруга пусть постигает применение науки или отдельной ее части. Пусть девушка тайно в уединении занимается шестьюдесятью четырьмя искусствами – их изучением и применением. Возвышенная благодаря этим искусствам, наделенная приятным нравом, красотой и достоинствами, занимает высокое место...».

«...Сведущая в искусствах «Кама Сутры» подчиняет своей власти супруга – пусть у него в гареме тысяча женщин. Так же и будучи в разлуке с супругом и попав в тяжкие бедствия, даже находясь на чужбине, она счастливо живет благодаря этим знаниям...».

«...Мужчина, изощренный в искусстве «Кама Сутры», разговорчивый и сладкоречивый, даже не будучи близко знакомым, быстро овладевает сердцами женщин...».

«Кама Сутра», классический индийский трактат об Искусстве Любви, упоминает Шестьдесят четыре Искусства. В тексте отмечено, что эти Искусства должны изучаться вместе с «Кама Сутрой" и, предпочтительнее, под руководством учителя. Эти Искусства или Науки (в то время эти понятия не различались) включают пение, музыку, танцы, сочинительство, рисование, живопись, умение шить, чтение, декламацию, поэзию, умение создавать скульптуры, гимнастику, игры, аранжировку цветов, умение готовить, украшать дом, ис­пользовать косметику, садоводство, искусство имитации, пси­хические упражнения, знание языков, этикета, плотницкого дела, магии, химии, минералогии, азартных игр, архитектуры, логики, умение красиво выглядеть, знание религиозных обря­дов, управление домашним. хозяйством, искусство одеваться, физические упражнения, военное искусство и много других специальных искусств, относящихся к определенной культуре или времени. Требования к образованию и воспитанию жен­щины Викторианской эпохи отражали ту же идею. Искусст­ва, связанные с более поздними техническими достижениями, например, фотография, также могут быть добавлены к это­му перечню.
        Индийский любовный трактат утверждает, что и женщи­на, и мужчина должны овладеть как можно большим коли­чеством Искусств. В тексте указаны три аргумента в пользу этого. Во первых, человек, владеющий названными Искусствами, автоматически занимает почетное место в обществе. Во-вторых, используя эти Искусства, человек может легко добиться предмета своей страсти, будь то муж, жена или лю­бовница (любовник). В-третьих, человек легко добьется са­моутверждения, используя свои познания. Даже знание лишь некоторых из перечисленных Искусств прибавляет человеку значимости и шарма.
        В зоне пупка есть невидимый центр изменения. Он подобен Лотосу с шестьюдесятью четырьмя лепестками или Солнцу жизни с шестьюдесятью четырьмя языками пламени. Цвет его золотой и обращен он вверх. Секретное учение Нароны
        В Индии существует давняя традиция - глубоко изучать проблему секса во всех аспектах - физическом, эмоциональном, психологическом и социологическом. Последним великим именем в ряду ученых, изучавших эти проблемы, является имя Вацияны, автора знаменитой "Кама Сутры". Истинное значение этой книги в том, что она не только дает исчерпывающий и понятный анализ проблемы взаимоотношения полов, но и обобщает также результаты исследований, проведенных предшественниками Вацияны, чьи многие работы не дошли до нашего времени.
        Веды, вероятно, древнейший памятник письменности на земле, продолжают влиять на человеческую мысль и поведение в наши дни. Как уникальное толкование Индийской философии, Веды пережили потрясение тысячелетий, достаточно убедительно доказывая зрелость и жизнестойкость индийского представления об устройстве мира.
        Суть Ведических доктрин выражена в четырех глобальных целях жизни: Дхарме, Артхе, Каме и Мокше.
        Дхарма включает в себя сферу религии и нравственности;
        Артха означает материальное благополучие;
        Кама символизирует любовь и наслаждения;
        Мокша - искупление грехов или спасение души.
        Кама Сутра прославила Индию как страну глубочайшей мысли. Ни одна другая работа по проблемам секса и любви, из написанных в разное время и в разных странах, не может предложить такого искреннего, реалистичного и детального описания психологии, эмоционального самовыражения человека и методов стимулирования сексуального влечения. Кама Сутра была написана 1500 лет назад великим мудрецом Махараши Вацияной в период Гупта. Это был золотой век в истории Индии. Люди процветали и жили в роскоши.

        Благосостояние обеспечивает людей свободным временем, а это, в свою очередь, дает толчок развитию литературы. Продуктом этого века изобилия явился Махараши Вацияна. Работа его жизни, Кама Сутра, отражает возрождение творческого искусства в период Гупта. Эта вспышка творческой активности проявляется в исключительно красивой поэзии, живописи, опьяняющих обилием цветов садах, величественной архитектуре, сказочной скульптуре, что могло быть создано только процветающими и обладающими чутким эстетическим вкусом людьми. Фрески с изображением пышногрудых дам и любовных сцен, вырезанные в камне в период Гупта, очаровывают и сегодня. Скульпторы выразили в камне все те эмоции и чувства, которые Вацияна и другие поэты передавали словами. Прекрасные девушки Калидаса прячут в своих горячих телах тайну чувственной любви и вызывают у человека неудержимую страсть творить; святой и восхитительный сексуальный (половой) акт является источником всего живого на Земле.
        Вацияна не отделял любовь и секс от трех остальных целей жизни, то есть Дхармы, Артхи и Мокши. Он считал, что они дополняют друг друга. Идеальной жизни можно достичь путем пропорционального распределения всех четырех, в зависимости от возраста человека или от обстоятельств.
        Как одна из важнейших составных частей жизни Кама заняла почетное место в социальном укладе древней Индии. Индийцы очень здраво подходили к учению Камы и развили философию наслаждения, в чем никто не превзошел их до сих пор.
        В современной терминологии "Кама" означает все возможные переживания в сфере любви, секса, чувственного удовлетворения и наслаждения. В этом понятии сочетается желание, вожделение, любовь и привязанность. В Атхарва Веда встречаются ссылки на Каму. В соответствии с Атхарва Веда любовь означает семейную жизнь. Это - синоним воспитания счастливой, гармоничной семьи, состоящей из здорового мужа, счастливой жены и нескольких здоровых детей.
        Подход Вацияны к изучаемому предмету является системным, научным и практическим. Он очень хорошо осознавал, что сексуальное любопытство без соответствующих знаний может оказаться причиной психических расстройств. Поэтому следует объяснить это, не опуская существенных деталей, и проанализировать с тем, чтобы и разум, и тело вкусили от лучших удовольствий любви и секса, не страдая при этом от сложностей и страхов, возникающих от незнания и ошибок, часто сопутствующих половому акту.

64 вида знаний в науке любви - «камашастре»

Оговорка, касающаяся возможности для женщин и девушек учиться «наукам», затрагивает не одну только «науку любви». «Кама Сутра» не делает фактически никакого различия между терминами «наука» («знание») и «искусство» («умение»). Эти термины в трактате Ватсьяяны взаимозаменяемы. Наряду с познаниями в области секса «Кама Сутра» перечисляет 64 вида «искусств» (или «знаний»), изучение которых входит в рамки общего «курса» «камашастры» — науки любви. И мужчины, и женщины должны изучить столько «знаний» (из общего списка 64), сколько они смогут, и достичь в этих «искусствах» степени совершенства. Интересно отметить, что хотя некоторые из этих «знаний» явно предназначались мужчинам, а другие — женщинам, трактат настаивает на том, чтобы все изучали всё. Это свидетельствует о том, что в «модели» Ватсьяяны роль женщин не сводилась к роли молчаливых статисток; от них ожидалось равное участие в организации общества.
        Среди «искусств», предназначенных мужчинам, можно назвать такие, как гидравлика (в частности, устройство приборов, разбрызгивающих воду), владение оружием (мечом и луком), плотницкое и строительное дело, химия и минералогия («знание происхождения и окраски драгоценных камней»), военное искусство, устройство петушиных, бараньих и перепелиных боев, физические упражнения, игра в кости и т. д.
        В список «искусств», предназначавшихся женщинам, входят, в частности: украшение статуй различных божеств; украшение цветами; плетение различных гирлянд; изготовление венцов и диадем; кулинарное дело («приготовление съедобных отваров из овощей», «приготовление питья и соков»); искусство шитья и ткачества; обучение попугаев и скворцов разговору; приготовление ароматов и др.
        Многие виды «искусств» как бы рассчитаны на остроумного, хорошо образованного и изобретательного хозяина (или хозяйку) дома. Сюда относятся пение, игра на музыкальных инструментах (или — комбинации всех трех искусств); умение загадывать загадки; владение различными видами игры слов; знание языков и местных наречий; знание правил приличия; умение составлять и разгадывать шарады; знание различных видов условных языков (в том числе — языка жестов); владение искусством светской беседы; знание правил стихосложения и умение писать стихи; знание различных веселых игр и т. д.
        В «списке 64» мы находим целый ряд «умений», относящихся к личной гигиене и внешнему виду. Эти искусства, как мы увидим в дальнейшем, наделены особой, сексуально значимой функцией. Среди них нужно назвать, прежде всего: уход за ногтями; татуировку; украшение ушей, рук и ног; приготовление возбуждающих напитков, а также — искусство массажа, очищение волос и разгадывание примет и магических диаграмм.
        Список получается поистине впечатляющий. Если бы кто-нибудь попробовал составить такой список сейчас, ему пришлось бы добавить туда такие навыки, как вождение автомобиля и самолета, знание компьютера, умение фотографировать и еще, пожалуй, несколько наиболее опасных и волнующих видов спорта. Однако отыскать особу, обладающую всеми этими способностями, было бы, наверное, нелегко. Единственная более или менее приемлемая аналогия в современной культуре — европейская девушка или молодая женщина XIX в., которая должна была проявлять самые разнообразные умения и способности — от умения вести сложное домашнее хозяйство до пения, музыки, живописи, знания правил оказания первой помощи и обширной эрудиции в поэзии и литературе. Мы в настоящий момент склонны скорее ограничивать себя несколькими особыми умениями, в той или иной степени гармонирующими с нашей личностью.
        Однако, согласно доктрине «камашастры», «искусства», обозначенные в «списке 64», вовсе не были перечнем развлечений, заполняющих досуг ленивых людей. Они предназначались для развития потенциала всех человеческих чувств — осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения, так же как и для тренировки ума, для развития наших способностей логически оценивать возникающие перед нами проблемы. И с этой точки зрения становится очевидным, что все эти «искусства» имеют ярко выраженную чувственную направленность: каждое из них по отдельности может и не иметь прямого отношения к сексу или сексуальной деятельности, но разве не ясно, что, если все человеческие чувства будут способны функционировать с предельной интенсивностью, половой акт станет более захватывающим, более мощным и доставит больше удовольствия.
        Реалистичный, как всегда, Ватсьяяна указывает несколько причин, делающих изучение «искусств» необходимым и полезным. Владение ими способствует укреплению социального статуса человека и помогает ему добиться расположения ближних вне зависимости от того, сколь высокое положение те занимают или сколь велика их собственная образованность. Немалую роль «искусства» могут также сыграть, по мнению Ватсьяяны, в «прельщении» возлюбленных. Он особо отмечает их важность для замужних женщин: с их помощью женщина может заставить супруга предпочесть ее другим.
        Незамужняя женщина (или женщина, разлученная с мужем) может, если она в современном обществе владеет наибольшим числом специальных знаний, перечисленных в «списке 64», значительно облегчить себе жизнь в одиночестве. Ватсьяяна замечает при этом, что сколь бы ни было велико личное обаяние мужчины или женщины, именно мастерское владение «искусствами» обеспечивает самый верный путь к достижению успеха в общественной и, прежде всего сексуальной жизни.
        Представление о сексе как об искусстве, изучать которое должны как мужчины, так и женщины, можно считать лейтмотивом всей «Кама Сутры». Именно с этой концепцией связано столь характерное для этого трактата отношение к женщине. Индийское общество того времени было обществом строго организованным и четко регулируемым, но вместе с тем в рамках существовавших в то время правил и ограничений (касавшихся, кстати сказать, всех членов общества) женщины пользовались поразительной для той эпохи свободой и самостоятельностью. Бессмысленно было бы доказывать, что сексуальные и личные взаимоотношения строились тогда в Индии на основе строгого соблюдения равенства полов, но в то же время совершенно очевидно, что в иные времена и в иных культурах женщинам приходилось куда как тяжелее! Именно это ласковое и уважительное отношение к женщине трогало сердца английских читателей первого перевода «Кама Сутры». Это отношение особо ярко проявляется в тех главах книги, где автор обращается к практическому сексу и учит своих читателей, как нужно обращаться с женщиной на всех стадиях половой близости: до, во время и после полового акта.

ЧАСТЬ I . Вводная.
Kама Сутра - Искусство любви
Часть 1 - Глава 2 | Вверх | Главная | Содержание | Часть 1 - Глава 4

stasikr64 - 2008                    
Hosted by uCoz