Потенциальный сайт

Kама Сутра - Искусство любви

Переведено на русский язык в 1911 году
Перепечатка с оригинала, хранящегося в ЛОНДОНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ
ИНДИЯ 97 ГОД

Вступление | Главная | Содержание | Часть 1 - Глава 2
ЧАСТЬ I . Вводная.
Глава I . Предисловие.

Обзор содержания «Кама Сутры» Ватсьяяны

Всякий, кто, взяв в руки «Камасутру», настраивается на что-то сугубо «порнографическое», должен рано или поздно испытать чувство разочарования. Разделы и главы, посвященные различного рода сексуальным контактам, написаны серьезно и обстоятельно, со многими деталями и подробностями. Это, конечно, — при внимательном чтении — самая настоящая эротическая литература. Но следует знать, что относящиеся к сексу разделы составляют лишь часть обширного трактата. В сочинении Ватсьяяны рассматриваются практически все сферы жизни, так или иначе связанные с любовью, человеческими отношениями, образом существования и манерой поведения людей.
        Так, в первом («Начальном») разделе повествуется не только о «содержании науки любви», но и об общих правилах жизни человека, а также об «обязанностях друзей и посредников мужчины». В третьем разделе излагаются правила выбора невесты и даются полезные советы по поводу отношений будущего супруга с родственниками своей избранницы. В этом же разделе содержатся полезные наставления для потенциальных невест: их учат, например, как лучше приобрести себе «желанного мужа», как выбрать достойного претендента среди «многих домогающихся» и т. д. Четвертый раздел посвящен поведению замужней женщины (характерны названия глав: «Об образе жизни во время отсутствия мужа», «О поведении несчастливой жены», «О поведении вновь вышедшей замуж» и пр.). Любители «поживиться на стороне» могут почерпнуть много полезной информации в пятом разделе трактата Ватсьяяны, озаглавленном «О чужих женах», содержащем, во-первых, общую характеристику «мужчин, имеющих успех у женщин», и, во-вторых, все нужные сведения о таких важных в этом роде деятельности моментах, как признаки «легкой доступности женщины», способы «завязывания знакомства», наиболее эффективные виды домогательств и пр., и пр. Уже этот далеко не полный обзор содержания «Кама Сутры» красноречиво свидетельствует о том, что читателям трактата Ватсьяяны предлагается не просто учебник секса, но и в гораздо более широком смысле этого слова — учебник жизни.
        И все же внимательное чтение «Кама Сутры» показывает, что через весь этот обширный и разнообразный материал красной нитью проходит общее ощущение сексуальности, чувственного восприятия жизни, правильно оценить которое может лишь тот, кто хорошо понимает присущее индуистской религии отношение к человеческому поведению вообще и сексуальному поведению человека — в частности.
        Правильная, полноценная жизнь человека в индуистской доктрине связана с гармоническим равновесием в трех основных сферах человеческой деятельности. Эти три вида деятельности (или — три установки) определяются как «дхарма» — «установление», «закон»; «артха» — «польза», «выгода», «приобретение и использование материальных ценностей», в более широком смысле — «политическая и экономическая деятельность»; и, наконец, «кама» — «любовь», «сфера эмоциональной жизни», «удовлетворение чувственных стремлений».
        Именно это стремление к гармоническому единству трех жизненных установок отличает индуистскую концепцию в нашей жизни от той, которая господствует в конце XX в. С этим различием в подходе мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Мы привыкли, например, к тому, что личная жизнь крупных бизнесменов или воротил с Уолл-стрит пуста и бессодержательна. Мы хорошо знакомы с теми, кто целиком посвятил себя чувственным удовольствиям (секс, наркотики, рок-н-ролл) и кто по этой причине превращается уже к тридцати годам в опустошенную развалину. Мы встречаем также мужчин и женщин, целиком отдавших себя религиозной деятельности и на этом основании бескомпромиссно отвергающих как деловой мир — мир денег и карьеры, так и мир чувственных страстей и сексуального удовлетворения.
        Философия индуизма признает важность всех трех «основ жизни», но категорически настаивает на том, что человек должен учиться всем трем видам жизнедеятельности в равной степени и в равной мере неукоснительно следовать им. Только такой путь приводит к счастью. Гармоническое равновесие «трех целей жизни» проповедуется и восхваляется как в философских трудах, так и в различных образцах художественного творчества (поэмы, драмы, повествовательная литература). Преследование только каких-либо двух целей при вольном или невольном пренебрежении третьей (неважно какой) неизменно подвергается строгому осуждению.
        Из всего этого следует, что «Кама Сутра» никогда не была развлекательной книжкой на эротические темы. Для индийцев она несла в себе послание о том, что считалось важнейшим, необходимым элементом полноценного существования человека. В широком смысле слова это вовсе не книга о сексе, как привыкли считать на Западе и как мы назвали ее в начале нашей статьи. Это книга о человеческих чувствах, об эмоциональной жизни человека.
        Строгая приверженность этой принципиальной точке зрения постоянно прослеживается в сочинении Ватсьяяны. С начала и до конца текста, излагая наиболее спорные, с его точки зрения, моменты, он пытается предвосхитить возможные возражения критиков и заранее отвечает на них. Так поступает он, в частности, в самом начале книги, отстаивая положение о том, что «каму» (любовь) должно изучать последовательно, как любую другую науку.
        Как полагает Ватсьяяна, его критики могут сказать, что «дхарма» требует философского осмысления и затрагивает мыслительные процессы; в силу этого она может считаться предметом, достойным «книжного» описания. «Кама» — «желание» — напротив, есть нечто, естественно присущее как людям, так и животным; это — инстинкт, не нуждающийся в интеллектуальном осмыслении, поскольку каждый может ощущать его внутри себя и наблюдать его проявления повсюду.
        Возражения такого рода возникали неоднократно у нас во время «сексуальной революции» последней четверти нашего столетия. «Секс, — утверждали моралисты, — не что иное, как природный инстинкт, и каждый может заниматься им вполне естественно». «Создавать учебное руководство, изобилующее физиологическими и клиническими подробностями, детальными инструкциями, касающимися любовных занятий, — говорили они далее, — значит сводить половой акт к бездумной технике, лишать его изначальной таинственности и эмоционального напряжения».
        Отвечая своим критикам, автор «Кама Сутры» указывает, что дело обстоит совсем не так просто. «В половом акте, — говорит он, — участвуют два человека, мужчина и женщина, и оба они испытывают при этом нечто гораздо большее, нежели животные, которые и впрямь могут "заниматься этим естественно"». Если люди будут иметь возможность почерпнуть из «Кама Сутры» что-то полезное (и прежде всего, проникнуться чувством ответственности за партнера), их жизнь станет намного счастливее.
        Примерно то же самое можно ответить и нынешним критикам. Существует огромная разница между понятиями «делать что-либо естественно» и «делать что-либо правильно». Например, человек, научившийся плавать «естественно», может, конечно, переплыть озеро, но при этом он затратит много сил, будет совершать много ненужных движений и подвергнет дыхательный аппарат ненужной нагрузке. Тот же пловец, потрудившийся изучить технику какого-либо спортивного стиля, также переберется через озеро, но — гораздо быстрее, красивее и с меньшим напряжением. Так же обстоит дело и с сексом.
        Мужчина может «инстинктивно» чувствовать, что ему делать, находясь в постели, но на практике это «знание» редко выходит за рамки эгоистического удовлетворения собственных нужд. Мужчина, думающий о технике секса и об удовлетворении нужд партнерши, окажется лучшим любовником и будет чувствовать себя более счастливым, так же, как, впрочем, и она.
        Ватсьяяна считает нужным предупредить возможные критические атаки еще по одному, не менее значительному поводу. Нам ясно сейчас, что, работая над своей книгой, он верил в то, что создает произведение, обладающее моральной, философской и религиозной значимостью. В силу этого он начинает свой трактат с утверждения, что науку любви «должны изучать все — мужчины, женщины и даже незамужние девушки». Он знал, что у многих это вызовет возражение: женщины и девушки не должны быть допущены к чтению трактата. (Такое мнение основывалось вовсе не на том убеждении, что содержание этого трактата для особ женского пола может оказаться «немного чересчур» или что женщин следует держать в полном неведении по поводу секса и сексуальной практики. По индийским канонам того времени женщины вообще не допускались к изучению каких-либо наук — образование считалось прерогативой мужского пола.)
        Ватсьяяна ловко выходит из положения, указав на то, что женщины в реальной жизни уже обладают достаточным знанием предмета — так же, как люди, не знающие тонкостей грамматики, сохраняют, тем не менее, способность общаться друг с другом на своем языке. Если это так, к чему лишать женщин возможности узнать больше? Он даже настаивает на том, что среди наставниц незамужней девушки (или среди ее подруг по обучению) неизменно должна быть хотя бы одна замужняя женщина — старшая по возрасту и заслуживающая полного доверия.
        Согласно Дхарме, Артхе и Каме Бог Существ в начале создал мужчин и женщин и в форме из заповедей в ста тысячах глав устанавливал правила для регулирование их взаимоотношений относительно познания, богатства и любви.
        Некоторые из этих заповедей, а именно, те, которые рассматривали познание, были отдельно написаны Swayambhu Manu; те же, которые рассматривали богатство, были собраны Brihaspati; и те, которые упомянули любовь, были разъяснены Nandi, последователь Mahadeva, в одной тысяче глав. Теперь эта Кама Сутра, написанная Nandi в одной тысяче глав, была воспроизведена Shvetaketu, сыном Uddvalaka, в сокращенной форме в пятистах главах, и эта работа была снова подобно воспроизведена в сокращенной форме, в ста пятидесяти главах, Babhravya, inheritant Punchala (К югу от Дели). Эти сто пятьдесят глав были тогда соединены в семь глав:
        Sadharana (общие темы)
        Samprayogika (объятия, и т.д.)
        Kanya Samprayuktaka (союзы мужчин и женщин)
        Bharyadhikarika (о собственной жене)
        Paradika (о женах других людей) Vaisika (о куртизанках)
        Aupamishadika (об искусствах соблазнения, тонизирующих лекарств, и т.д.)
        Шестая часть этой последней работы была отдельно разъяснена Dattaka в запрос общества женщин Pataliputra (Патна), и таким же образом Чараьяна объяснила первую часть этого. Остающиеся части, то есть вторая, третья, четвертая, пятая и седьмая, были каждая отдельно разъяснены
        Suvarnanabha (вторая часть)
        Ghotakamukha (третья часть)
        Gonardiya (четвертая часть)
        Gonikaputra (пятая часть)
        Kuchumara (седьмая часть), соответственно.

ЧАСТЬ I . Вводная.
Kама Сутра - Искусство любви
Вступление | Вверх | Главная | Содержание | Часть 1 - Глава 2

stasikr64 - 2008                    
Hosted by uCoz